Днями канал Культура решил показать блистательный фильм Стенли Крамера "Пожнешь бурю". Речь там идет о реальном "обезьяньем процессе" 1925 года в Детройте, на котором прогрессивный школьный учитель был обвинен прокурором, которой еще и метил в президенты, в преподавании детям эволюционной теории Дарвина. То есть, по сути, в атеизме и антипоповщине, поскольку церковь, как известно, на происхождении своих иерархов от обезьяны сильно обижается и вообще придерживается теории креационизма или проще творения. А если мир сотворен за семь дней, то на кой черт нужна какая-то еще эволюция, все и так замечательно. Вот такой сюжет. Ничего не напоминает?
Я смотрел этот фильм еще мальчишкой, его показывали как прогрессивное антирелигиозное кино, которое талантливо вскрывало язвы мракобесия в капиталистической Америке, где церковь, понятно, помогает буржуазии, прокуратуре и даже возможному президенту угнетать трудящихся и отвлекать их от классовой борьбы за свои права. Именно с тем этот фильм был закуплен, переведен и шел в кино в далекие 60-е.
А вот зачем смирная "Культура" решила показать его именно сейчас, после позорных инквизиторских процессов над PussyRiot - большой вопрос. Для смягчения нравов? Или это намек на гласность и плюрализм в сегодняшней России? Так мы и поверили. А может просто недосмотр идеологического руководства - барин в Сочи, можно и расслабиться? Не знаю, не знаю... Особенно, если вспомнить, что мракобес-прокурор в конце фильма умирает от бессильной злобы, а прогрессивный учитель даже в дремучем городишке под Детройтом, заселенном сплошь малограмотными религиозными фермерами, получает не "двушечку", а всего-то небольшой штраф! И все это, замечу, почти сто лет назад! Как бы Гундяев вам по шапке не надавал за такие аллюзии...
Впрочем, что ж болтанье!.. Если вы поленились посмотреть этот фильм по ТВ, уж больно поздно его показывали, попробуйте найти его в сети, он того стоит. Обстановка такая, что может в этом веке его больше не покажут, да и вообще запретят как идеологическую диверсию. Вместе с Пушкиным, Толстым и всей остальной мировой литературой.
|
|