На прошлой неделе президент РФ Дмитрий Медведев пригласил на беседу руководителя «Роснефти» Эдуарда Худайнатова. Промышленнику было предложено подготовить процветающую государственную компанию к приватизации.
По итогам полугодовой работы ОАО «НК «Роснефть» достигла среди нефтедобывающих предприятий России самых высоких показателей – из недр извлечено 60,3 млн. тонн «жидкого черного золота». Эдуард Юрьевич с гордостью рассказал Дмитрию Анатольевичу о том, что возглавляемый им коллектив входит в первую тройку мировых лидеров нефтедобычи.
Отличных результатов добилась «Роснефть» и в геологоразведке, уделяя серьезное внимание работе на месторождениях, запасы которых имеют, если так можно сказать, солидный возраст. В основном такие месторождения и залежи находятся на юге РФ (Краснодарский край, Чечня, Дагестан, Ингушетия). Результативна работа геологоразведчиков «Роснефти» и в Самарской области, в Ненецком национальном округе.
Пожалуй, не многие российские добывающие сырье организации уделяют столько заботы геологоразведке как «Роснефть», а это значит, что в хозяйстве Э. Худайнатова думают о завтрашнем дне нефтяной отрасли России. Президент одобрил многогранную деятельность коллектива, и тут же, предложив ее руководителю развернуть работу по активизации переработки нефти, поинтересовался, «…Как быстро это можно сделать?»
Видимо, помощники Д. Медведева, готовившие для него материалы к этой встрече, были не полностью осведомлены, что «Роснефть» и без напоминаний главы государства модернизирует свои НПЗ (нефтеперерабатывающие заводы), семь из которых достигли уровня переработки в 50 млн. тонн. Э.Худайнатов довел до Д. Медведева и весьма серьезные показатели производимых «Роснефтью» дизельного топлива, авиационного керосина, моторного топлива, которыми возглавляемая им компания надежно обеспечивает внутренний рынок России.
Честно говоря, странно, что первое лицо в государстве не в курсе того, что самая крупная нефтедобывающая компания страны еще в прошлом году вошла в интенсивную фазу модернизации своих НПЗ в России. Мало того, как отмечено на сайте «Роснефти», «…Была достигнута договоренность с компанией PDVSA о приобретении 50% в компании Ruhr Oel, владеющей долями в четырех НПЗ на территории Германии. В результате сделки, которая была закрыта в мае 2011 г, возросли перерабатывающие мощности Компании… «Роснефть» получила доступ к немецкому рынку и к самым современным технологиям переработки и управления… Советом Директоров был одобрен план строительства нефтехимического комплекса на Дальнем Востоке. Был заложен первый камень в основание нового НПЗ на территории Китая. Началось расширение мощностей Ангарского завода полимеров. И, наконец, был одобрен проект строительства современного НПЗ мощностью 1 млн. т в г. Грозный на юге России. Успешное завершение данных проектов позволит перерабатывающему сектору «Роснефти» выйти на новый уровень и усилить свои конкурентные позиции».
Я специально столь широко цитирую успехи «Роснефти» для того, чтобы плавно перейти к завершающей фазе встречи президента с Э. Худайнатовым, которого Д. Медведев спросил: «Как Вы считаете, насколько актуальна приватизация «Роснефти» сегодня?».
Эдуард Юрьевич сориентировался быстро: «Менеджмент компании находится сегодня в подготовительно фазе, согласно Вашим указаниям… (Выделено мною – О.С.). Компания находится в активной фазе своего развития. Здесь необходимо вам, как государству – основному акционеру, определиться, когда, в какой период, какие доходы хочет получать государство, а менеджмент задачу выполнит…».
Если бы собеседником Э. Худайнатова был не президент, а опытный премьер-министр, то, полагаю, он моментально «расшифровал бы фразу главы «Роснефти» приблизительно так: «Госкомпания активно развивается, и я не пойму, какого рожна вам еще надо? Ведь от добра добра не ищут. Но я – человек подчиненный, и вынужден буду исполнить ваше любое, даже не самое выгодное для страны, решение…».
Мне возразят, что именно правительство предлагало снизить объемы государственного участия в крупных компаниях. Верно. Предлагало снизить до 50%. Но уважаемый в администрации Кремля Дмитрий Медведев, выступая на недавнем Петербургском международном экономическом форуме, замахнулся на снижение госучастия до нулевой отметки! Так и изрек: «В российской экономике должно доминировать частное предпринимательство и частные инвесторы…».
То есть президент России призывает к расширенной распродаже государственной собственности. Но это мы уже проходили 20 лет назад, и получили в результате то, что имеем сегодня в нефтедобывающей промышленности: практически нулевая транспарентность, отсутствие диверсификации поставок, отсутствие серьезных резервов, отсутствие антимонопольного регулирования, наличие скороспелых олигархов-миллиардеров, безбожно наживающихся на «работе» с сырьевыми запасами России.
По сведениям солидных ученых России, доля нефтяного комплекса в суммарном экспорте РФ составляет почти 47%, а вот поступления в бюджет от этого экспорта еле дотягивают до 35%. По газу такие же показатели соответственно равны 13% и 5,6%. Эффективность использования топливно-энергетических ресурсов в США – 4,7, в Испании – 4,6, в целом по Европейскому Союзу -5, в Израиле – 6,2, а в РФ – 0,3. Комментарии, думаю, не нужны…
Еще весьма показательные цифры. Душевое потребление нефти и нефтепродуктов в прошлом году в Соединенных Штатах составляло почти три тонны на человека, в Германии -1,5 тонны, в России не дотянуло даже до тонны.
Предположим, пожелание Д. Медведева приватизировать «Роснефть» будет претворено в жизнь, и какие-нибудь заморские дяди, у которых в карманах много долларов, накупят акций и сформируют из них блокирующий пакет. То есть станут хозяевами самой солидной ресурсной компании России. Реальные ресурсы в обмен на ничем не обеспеченные зеленые бумажки (в какой финансовой яме могут вот-вот оказаться США, Д. Медведев не знает?)?
Получается, что президент, у которого в казне, быть может, нет финансовых ресурсов для реализации публично наболтанных им социальных программ, настаивает на продаже нефтегазового комплекса страны для того, чтобы не выглядеть в глазах народа лгуном? Или, может, деньги за «Роснефть» обеспечат победу российских спортсменов на будущих, а пока строящихся спортивных объектах? И, наконец, самый главный вопрос: неужели президент России верит в то, что частные заморские «инвесторы», да и наши спекулянты тоже, искренне заинтересованы в развитии российской экономики?
Негоже, конечно, советовать главе государства, не будучи его официальным советником. Но я рискну, и попрошу юриста Д. Медведева, получившего образование в советском ВУЗе, вспомнить предупреждение редко упоминаемого ныне Владимира Ульянова. Он рекомендовал «…Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь».
Вспомните, господин президент, как возникла в нашей стране приватизация 90-х годов ХХ века, какие позорные для народа этапы она прошла, и к чему это привело. Наверное, прежде всего к тому отвратительному состоянию экономики, для исправления которого Вы ныне призываете к модернизации.
Приватизация ТЭК в Ваших руках, по моему мнению, выглядит инструментом насильственного насаждения в России режима экономического бесправия для народа, и эта приватизация будет служить реализации очередной крупнейшей социальной трагедии общества современной России. Исторический опыт последней декады прошлого века, стоивший нашему народу неисчислимых материальных бед и моральных страданий, является самым лучшим доказательством того, что отдача в частные руки сырьевого комплекса страны служит не национальным интересам РФ, а неправедному обогащению жулья, разрушению промышленности, деградации рабочего класса.
Настаивая (даже, быть может, для достижения неких благих социальных целей) на приватизации государственных объектов нефтегазового комплекса страны, Вы, Дмитрий Анатольевич, создаете механизм, который позволит нашей и зарубежной финансовым «элитам» установить безраздельное господство в основных сферах экономики России. И никто, даже Вы, господин президент, при этом не сможете гарантировать, что это господство будет направлено на благо всех россиян и нашего государства в целом…
|
|