Как "старожилы", так и новые автозаводы объявили о том, что приостанавливают производство, и дело не ограничится рождественскими каникулами. О временной остановке уже заявили ГАЗ, ВАЗ, GM-Avtovaz, КАМАЗ,Volkswagen, Renault. Вероятнее всего, за ними последуют General Motors и Ford. Только-только начавшийся развиваться сектор экономики без государственной поддержки не получит ни шанса на выживание.
Новая российская автоиндустрия едва начала набирать обороты. За 10 месяцев 2008 года производство легковых автомобилей в России увеличилось на 19,1% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года и составило 1,3 млн единиц. Разразившийся кризис свел усилия по возрождению автопрома на нет. Причины остановки автозаводов кроются не только в снижении спроса на продукцию, но и в проблемах с банками. Заводы оказались в долгах, поставщики прекращают поставку автопроизводителям металла, стекла, резины и пр. сырья. Больше всего от кризиса пострадал сегмент коммерческих автомобилей, продажи которых осуществляются преимущественно через кредитные и лизинговые схемы.
Нехватка оборотных средств и проблемы со сбытом заставили сразу нескольких автопроизводителей сделать перерыв в производстве. Калужский завод Volkswagen Rus остановит конвейер с 22 декабря по 12 января. Правда, на предприятии уверяют, что досрочная остановка производства с кризисом никак не связана - просто к этому сроку уже будут выпущены запланированные на 2008 год 60 тысяч автомобилей.
Московский "Автофрамос" увеличит своим рабочим рождественские каникулы сроком до месяца: в придачу к новогодним праздникам конвейер не будет работать с 12 по 31 декабря 2008 г.. Как пояснили на заводе, остановка конвейера на 14 рабочих дней связана со снижением спроса на продукцию предприятия - автомобили Renault Logan.
КАМАЗ, традиционно устойчивый к различным катаклизмам, еще в начале октября перешел на сокращенную четырехдневную рабочую неделю - но это не помогло ему справиться с затовариванием складов. С 24 ноября рабочие находятся в вынужденном отпуске. В компании сказали, что готовы вернуться к прежним объемам производства, но дальнейшая ситуация будет зависеть от состояния мировой экономики.
ГАЗ еще в октябре дважды останавливал конвейеры по производству грузовых автомобилей "ГАЗель", "Соболь", "Валдай" и "Баргузин", рабочие были отправлены в отпуск. В ходе десятидневного простоя завод недовыпустил 200 автомобилей. Сейчас же завод вводит трехдневную рабочую неделю, в месяц выпуская 600 машин вместо 1000. Когда производственные площадки заработают в полную мощность, на ГАЗе сообщить затруднились, отметив, что это будет зависеть от заказов со стороны дилеров. Здесь также намекнули, что возможна приостановка и других сборочных предприятий группы. В частности, может пострадать конвейер по сборке автомобиля Voga Siber, который, увы, пока слабо востребован на рынке. Уже сейчас план выпуска модели Volga Siber на этот год с первоначально заявленных 20 тыс. откорректирован до 3-4 тысяч машин.
Традиционно резко реагируют на колебания спроса и прочие катаклизмы тольяттинские предприятия АвтоВАЗ и GM-AvtoVAZ. На ВАЗе уже принято решение продлить новогодние каникулы на неделю. Вследствие вынужденных каникул завод снизит первоначально запланированный выпуск на этот год на 7-8 тысяч машин.Завод GM-AVTOVAZ делал несколько остановок еще в ноябре, а в декабре GM-АВТОВАЗ остановит конвейер на неделю раньше рождественских каникул - с 15 числа.
Замораживаются планы по строительству автокомпонентных предприятий. Целиной рискует остаться Новгородская область, из которой собирались сделать очередной автомобильный кластер. Руководство региона подобрало 13 индустриальных площадок под размещение производств и вело переговоры с четырьмя мировыми производителями автомобильных комплектующих. Как признался первый вице-губернатор области Бориса Воронцов, инвесторы стали более внимательно просчитывать свои бизнес-проекты с учетом возросших рисков. "Пока реализация этого проекта не начата", - сообщил он. Завод по производству автомобиля Chevrolet Lanos, который собиралась строить здесь украинские компании "Богдан" и "УкрАвто", изначально был очень мифическим, а сегодня это проект считается окончательно замороженным.
Украинский авторынок сейчас трясет похлеще, чем российский. Продажи стремительно падают, автомобили продаются с огромными скидками и практически все автопредприятия на Украине будут остановлены уже в ближайшие недели. Так сказал вице-президент ассоциации "Укравтопром" Юхим Хазан. По его словам, с середины декабря 2008 г. начнется процесс остановки автомобильных заводов. "Практически все предприятия будут остановлены. Не будет работать ни КрАЗ, ни ЗАЗ. Следом за ними будут стоять агрегатные предприятия", - сказал он.
По оценке аналитического агентства "Автостат", из-за грядущей остановки производства во второй половине декабря, к концу года легковых иномарок будет собрано меньше на 40 тысяч автомобилей (600 тыс. машин вместо 640 тыс.). Аналитики констатируют, что по итогам года на долю местной сборки придется 46% российского рынка новых автомобилей, а доля импорта окажется чуть больше - 54%.
Интересно, а куда пойдут уволенные со всех этих заводов рабочие? Есть вероятность, что их переведут на "ослабленный" рабочий день, снизят зарплату, но при этом не будут увольнять - что еще хуже, так как новая работа могла бы принести хоть реальные деньги. Таким образом рабочих превратят в крепостных - так и свершится регресс и деиндустриализация.
Понятно, что автозаводы, на которых есть крепкие независимые профсоюзы, не станут терпеть подобных издевательств над собой. И вполне вероятно, что вчера объявленная Путиным закрытой "школа коммунизма" откроется вновь: реально имеющие силу на заводах профсоюзы, как на Форде во Всеволожске, к примеру - станут учить тех, кто ленился прежде бороться. Ибо теперь шансов у работяг вообще не осталось.
Между тем, следуя четко указанным Путиным курсом, Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) скрывает от общественности данные об увольнениях на предприятиях. В ведомстве утверждают, что безработица сегодня не только не растет, но даже несколько снизилась. Такие же данные у Федеральной службы по труду и занятости. Как выяснилось, причина подобных заявлений в опасении по поводу возможного снижения акций региональных фирм. Между тем оппозиция утверждает, что ситуация с массовыми увольнениями в стране набирает темпы, пишет "Независимая газета".
Как отмечает издание, получить статистику сокращений в ФНПР - не только по отраслям, но и в целом - оказалось невозможно. На соответствующую просьбу секретарь ФНПР Нина Кузьмина ответила отказом. "Мы получаем информацию строго конфиденциальную, и она может оказать влияние на котировку акций предприятий. Позвоните в нашу пресс-службу, пусть они согласуют это с руководством. То, что у меня есть, я обещала не давать", - сказала Кузьмина.
При этом, добавила секретарь ФНПР, прямой запрет на обнародование статистики увольнений идет вовсе не от главы ведомства Михаила Шмакова, а от руководителей предприятий в регионах: главы местных профсоюзов дают начальникам компаний обещания о неразглашении. "Эта информация может навредить предприятию и ухудшить его положение", - убеждена Кузьмина. И заметила, что защита предприятия организована именно для того, чтобы не навредить гражданам.
По словам Кузьминой, уровень скрытой безработицы в последнее время повышается, правда, это не сказывается на общем состоянии занятости населения. "По нашему прогнозу, в январе-феврале 2009 года будет уволено 200 тысяч человек. Если так действительно случится, тогда это не превысит планку увольнений в благополучном 2008 году". По ее убеждению, в феврале 2008 года без работы были 5,3 млн человек, а в октябре - 4,6 млн. Более того, Кузьмина уверена, что "в стране есть куча вакансий, особенно в регионах: работы навалом - бери и делай!".
Между тем, неблагоприятная ситуация с массовыми увольнениями в стране набирает все большие темпы. Несколько дней назад в интернете появился новый сайт - "Сократили?". Страница портала поделена на две равные части: в левой половине ведется официальная статистика увольнений в России и в мире, а в правой - комментарии только что уволенных. А также тех, кто только ждет сокращения. К примеру, вчера на сайте появилась новость, что "Российские железные дороги" по всей стране сократили рабочее время, отменили выплаты премий.
Во вторник стало известно, что на "Новосибирском металлургическом заводе им. Кузьмина" с 1 декабря на месяц отправляют в отпуск около 2 тысячи сотрудников: на заводе будут работать лишь 25% трудящихся. В Копейске (Челябинская область) закрывается шахта - под сокращение попали 3 тысячи человек.
Руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер убежден, что засекречиванием данных об увольнениях в ведомстве Шмакова "подчеркнули, что профсоюзами они не являются". "ФНПР - это приводной ремень нашей госвласти. Я думаю, что указание не предоставлять данные о сокращениях профсоюз получил из администрации президента - там не хотят пугать людей", - считает Гонтмахер. Впрочем, эксперт уверен: "Шила в мешке не утаишь. Есть сайты, где представлены данные о растущей безработице".
Материал по теме:
Телепутинка как панацея от экономического кризиса
|
|