Хотя в речах Порошенко и киевских начальников зазвучали положения о невозможности решения проблемы донбасской Новороссии чисто военным путем, успокаиваться рано. Ведь не решена ключевая проблема: ДНР и ЛНР не стали полноценной и монопольной властью на территории двух областей бывшей Украины. Они не могут остановить гуманитарную катастрофу, грозящую разрушить Новороссию. Без помощи Москвы ее не предотвратить.
***
Итак, Порошенко заявляет о том, что военным путем Донлуг не замирить, что нужна борьба за умы и сердца. Ему вторит бывший и.о. главы администрации президента Пашинский:
«…, как человек, которые еще недавно фактически руководил нашими войсками, уверен, что мы можем уничтожить террористов. У нас есть для этого достаточно сил, опыта, воли и боевого духа. Но что вы получим? Новую Чечню? В 1996 году российские войска уничтожили Грозный, гордо поставили там российский флаг, но потом еще восемь или десять лет воевали, чтобы в результате выйти на формат передачи власти местным элитам и платить им дань за то, что они согласились с российским флагом.
Мы тоже можем повесить флаги Украины на каждом админздании в Донбассе. Просто рядом будут висеть флаги ДНР и мы будем платить дань, а они там будут думать - двигаться ли им на Харьков или, пока дань приемлема, можно тихо ее между собой делить. Мне этот путь не очень нравится…»
Все это накладывается на экономический крах бывшей Украины, падение экономики которой за 2014 г. составил 4-5% ВВП. Советник шефа МВДУ, куратор действий добровольческих батальонов Антон Геращенко невесел:
«Вся координация проходит через меня и еще нескольких советников министров. Есть определенные сложности. Например, добровольцы не очень стремятся придерживаться бюрократических формальностей. Но без этого нельзя выстроить структуру. Да, у террористов все иначе. Там выдача автомата происходит так: расписался, взял, ушел. Но мы строим настоящую структуру, базирующуюся на законе.
- Какие есть проблемы у батальонов?
- Безденежье. В стране все разграблено. Бюджет не наполняется. Одна пятая часть страны находится в огне терроризма. Налоги не платятся. Мы собираем кошкины слезы. Комплект хорошей формы стоит 1 тыс.грн. Бронежилет - 4 тыс.грн. Но нормальный обойдется в тысячу долларов. Отсутствуют деньги на современные устройства. Например, тепловизоры. Один прицел, который ночью на километр видит, стоит $15 тыс. Устройство записывает как видеокамера. Записывает выстрел снайпера. Можно посмотреть, кого поразил. Таких прицелов нужно несколько сотен на всех снайперов. Это примерно 60 млн.грн.
Кроме того, нужна бронетехника. БТР-4 стоит около 11 млн.грн. БТР-3 - около 6-7 млн.грн. БТР перевозит восемь человек. Батальон "Донбасс" - 460 человек. Чтобы перевезти такое количество людей, нужно около 50 БТРов. Это нереально. Нужны хотя бы были грузовые машины. Автобусами перевозить - это братские могилы.
В целом настроение у бойцов замечательное. Только добровольцев нужно направлять на фронт, а мы сейчас собираем батальон "Миротворец" и не знаем, где взять для них бронежилеты.
- А есть какие-то запасы бронежилетов?
- Нет и никогда не было. У милиции были бронежилеты второго класса - это от ножа и пистолета. А нужны хотя бы четвертого класса, который выдерживает калибр 5.45. Лучше - пятого класса. Но таких бронежилетов даже на всю армию было всего несколько сотен.
- Какой уровень обеспечения сейчас?
- Есть стрелковое оружие, гранотометы и минометы. Мы посылаем запросы в Министерство обороны. Но не всегда получаем то, что хотим. Против танка идти с автоматом... Огромная проблема с бронежилетами и касками. Никогда не было потребности в таких количествах.
Большие проблемы с деньгами. Например, что такое для армии 125 млн.грн., которые собрали люди с помощью звонков и СМС? Сейчас стоит вопрос отремонтировать 20 истребителей Су-27, которым по 30 лет. Ремонт одного самолета - 40-50 млн.грн. Один вертолет отремонтировать - 10-15 млн.грн. То есть 125 млн.грн. - капля в море в масштабах армии.
Украинский военный бюджет - $1,5 млрд. Военный бюджет России больше украинского в 56 раз. Военный бюджет США - $600 млрд. Вот и все.
- Что будет с батальонами в будущем?
- Это будет кадровый резерв для формирования новой милиции и новой Национальной гвардии. Все, кто захочет работать дальше - все останутся работать в милиции…»
От Запада же реальной помощи нет. Тот же Пашинский со злостью бросает:
«- Почему запад не применяет санкции третьего уровня против России?
- Не стану отвечать на этот вопрос. Скажу лишь, что когда работал в АП, я послу одной из дружественных стран, после того, как они три недели обещали нам каски и бронежилеты - и не поставили, сказал: "Неужели вы не понимаете, у вас не хватает мужества признать, что мы воюем и за вас тоже?" К сожалению, мы от Запада получили... ничего. Если не считать пайки, которыми мы и сами могли обеспечить армию. И еще советы мы часто слышим. Это все…»
***
Рад за то, что у Киева прорезались такие нотки в речах, что он признает силу восстания. Очевидно, что затяжная война и попытка нарастить военный бюджет пустят хилую экономику бывшей Украины под откос. Благо, премьер Яценюк уже верещит по поводу того, что налоги из двух важнейших областей перестали поступать. Но! ДНР и ЛНР сами не могут решить важнейшей проблемы: перспективы гибели восстания из-за гуманитарной катастрофы. Никакая гумпомощь, идущая из РФ, не спасет от этого. Речь идет о дезорганизации на территории донбасской Новороссии таких важнейших систем, как здравоохранение, социальное обеспечение, правоохранение, образование. А также – водоснабжение, ЖКХ, энергетика, отопление, канализация. Продовольственное снабжение, наконец.
Напомню, что территория Новороссии сейчас – на 80% городское население, крайне зависимое от нормальной работы всех вышеназванных систем. Это в корне иная ситуация, нежели Гражданская война 1918-1922 гг., когда страна была на 80% сельской, сама себя кормя и обеспечивая. Если разрушатся все эти системы, то восстание погибнет. Настанет не только хаос, но и массовый отход населения от восставших. Никакие трудности Киева не отменяют действия этого фактора «массового поражения». Скорость развития социально-экономической катастрофы в Донлуге выше, чем темп нарастания кризиса в экономике бывшей УССР. К тому же, в донецкой Новороссии – разгул преступности и мародерства.
Такая катастрофа – как когда-то костлявая рука голода – покончит с восстанием. В массовом сознании Новороссия прочно спаяется с развалом, голодом, насилием.
***
Политика трусливой Москвы, затягивающей Киев в переговоры и прекращение огня, также не отвратит угрозы «костлявой руки». Ведь пока будут идти пресловутые переговоры, социально-экономическая катастрофа в Донлуге продолжит раскручиваться. Все одно начнутся проблемы с ЖКХ, с выплатой зарплат и пенсий, с канализацией и водоснабжением, с поставками необходимых товаров, с работой больниц и поликлиник, с функционированием городского и прочего общественного транспорта. Ведь войска Киева никуда с территории Новороссии не денутся, невзирая на все переговоры и прекращения огня.
В Киеве об этом прекрасно знают.
Гуманитарная помощь из РФ не выручит повстанцев. Ибо нужны большие, стабильные, регулярные и предсказуемые поставки в Новороссию и лекарств, и промтоваров, и продовольствия. Нужно нормальное управление системами жизнеобеспечения и социального обеспечения, медициной, органами внутренних дел, сферой образования и т.д.
***
На что рассчитывает Киев? На то, что власти ДНР и ЛНР вызовут массовое отвращение местного население, которое тысячами станет переходить на сторону режима Порошенко. Пойдет в киевские вооруженные отряды и просто перестанет поддерживать повстанцев.
Подлость Кремля – в том, что он ставит целиком на партизанскую войну в Донбассе. Но партизанские войны – не сахар для местного населения. Немцы сие обстоятельство с успехом использовали на Брянщине в 1941-1943 годах, борясь с мощным партизанским движением. Немцы использовали недовольство значительной части местных жителей партизанским движением, организовали местное самоуправление и десоветизацию. Местное русское самоуправление формировало свои отряды для борьбы с партизанами. Вспомним Локотское национальное самоуправление. В значительной мере из местного населения гитлеровцы создали полк «Десна», ведший карательные операции против красных «лесных стрелков». В общей сложности коллаборационистские вооруженные отряды на Брянщине достигали 40-тысячной численности, практически не уступая по количеству красным партизанам.
Та же самая технология применяется (пока еще частично) Киевом в Новороссии. По мере нарастания социально-экономического хаоса и озлобления местных жителей действиями ополчения ДНР/ЛНР способы борьбы с партизанами Новороссии со стороны Киева все больше и больше станут приближаться к гитлеровской стратегии на Брянщине.
Кстати, в 1943 году партизаны брянских лесов оказались на грани полного уничтожения из-за соединенных действий гитлеровских спецвойск и частей местных пособников. Только наступление Красной Армии, выбившей немцев с Брянщины, тогда спасло наших героев.
В Донбассе такого фактора пока не предвидится. А гуманитарная катастрофа – лишь усиливается…
***
Причина, по которой повстанцы Новороссии не могут справиться с кризисом, очевидна: власти ДНР и ЛНР не контролируют МОНОПОЛЬНО и БЕЗРАЗДЕЛЬНО всей территории обеих областей. Они не выступают в Новороссии как единственная власть. Подчиненная им территория – это «острова» и «чересполосица», города и инфраструктуру разрушают находящиеся в Донлуге боевые части Киева. Они не контролируют всю границу с РФ, не могут наладить сбор налогов, они потеряли единственный порт для вывоза экспортной продукции – Мариуполь.
Поэтому видно, что нужно сделать. Прежде всего – нужна полная очистка Донлуга от киевских властей и войск. В чем подлость Москвы? В том, что она не признает ДНР/ЛНР и не помогает им тяжелым вооружением. Отчего легковооруженное ополчение не в силах очистить Новороссию от карательных частей и установить в ней одну власть. Из-за этого же ополчение не может взять под контроль всю границу с РФ, открыв возможность массовых поставок гражданских грузов в Новороссию. То есть, Кремль так обрекает Новороссию на гибель в гуманитарной катастрофе. Даже если и продолжит нынешнюю политику невнятной помощи обеим народным республикам.
***
Что делать – тоже понятно. Не только признать Новороссию и помочь ей боевой техникой, но и организовать поставки в нее всего необходимого. Параллельно наладив управление в ней и финансами, и сбором налогов, и национализированными предприятиями (кои еще надо отобрать у олигархов), и системами жизнеобеспечения, и социальной сферой.
Для этого нужно пускай и негласно, но создать в Ростове аналог межведомственной комиссии по восстановлению экономики Чечни, что организовал в 1995 году тогдашний вице-премьер Олег Сосковец. Именно на государственном уровне! Иного способа наладить регулярные поставки и элементарное управление территорией попросту не существует. Воины-добровольцы, полевые командиры и политтехнологи, руководящие ДНР и ЛНР, сами сего не сделают. Им бы с военной частью задачи справиться.
***
Так бы сделал Максим Калашников. А ты, Владимир Путин, что делаешь?
|
|