Ватикан объявил, что уже практически всё готово для объявления святым папы Римского Иоанна Павла 2-го.
Не так давно приглашение русского актера Алексея Гуськова в итальянский фильм на роль Иоанна Павла 2-го вызвало в пока ещё читающей России бурю умиления.
Но, увы, ни на миллиметр не приблизило к пониманию этого человека-чуда, одним лишь своим появлением в Польше «приговорившего» «реальный социализм» к исчезновению.
Электрик Валенса, выдвинутый в «лидеры» реальными «отцами» «Солидарности» лишь потому, что лучше десятка других «воспитанников» подходил под национальный типаж, вообще-то должен был бы уступить старцу свою Нобелевскую премию.
Ну кем бы он был без папы?!
Лет десять назад в Москве издали двухтомник сочинений Иоанна Павла 2-го, и состоялось скромное торжество в Библиотеке иностранной литературы, посвященное дню рождения поляка Кароля Войтылы, сумевшего стать папой.
С Ватиканом установлены дипломатические отношения. Там перебывало множество гостей из Москвы. Но к себе его даже не звали..
Ведь в Польше все закачалось и затрещало уже после первого приезда папы в 1979 году и первой его проповеди.
Непоколебимый авторитет этого человека во всем мире выглядел почти неприлично у нас в стране, где "папой" с некоторых пор именуют главаря банды, и где не осталось политиков, не скомпрометировавших себя. Нельзя без иронии вспоминать, как лет тридцать пять назад в храме в Мцхета глава грузинской церкви призывал всех поддержать «главного труженика на ниве честь и честности – товарища Шеварднадзе!»
Наши политики сами очень любят проповедовать.
В каком-то смысле они священники очень малочисленных «церквей».
Но иногда кажется, что кроме веры в собственную правоту никакой другой веры в них нет. «Замарашки», конечно же, не могут так воздействовать на людей с улицы, как великий старик, за всю свою жизнь не совершивший ничего такого, за что было бы стыдно. А его простые и ясные взгляды на нормы отношений между людьми, на отношения труда и капитала, заставляют думать, что наши «демократы» вовсе и не демократы. Так как «демократия без определенных нравственных ценностей легко превращается в открытый или слегка завуалированный тоталитаризм»
И еще одна цитата из энциклики, посвященной исчезновению «лагеря социализма»:
«Если демократия не признает изначальных высших нравственных стандартов, единственным способом разрешения конфликта внутри нее станет применение грубой силы одной стороной против другой. Пострадавшая сторона, в свою очередь, будет воспринимать такое насильственное решение, как нарушение ее основных прав. А в результате демократическое политическое общество ожидает распад.»
Находясь в больнице после того, как во время богослужения на площади в Ватикане в него стрелял турок Агджа, папа написал энциклику «Трудом своим», опубликованную 14 сентября 1981 года. В ней он заявил, что «Рабочие – это высший класс общества вне зависимости от того, каким трудом они занимаются. Ибо в честной работе человеческое существо всегда становится чем-то большим, чем просто производителем. Именно такая нравственная сторона дела придает труду его истинную ценность, а рабочему сообщает особое специфическое достоинство».
В сегодняшней России того, кто просто заикнется о «достоинстве рабочего человека» сочтут ненормальным, высмеют. Даже если он папа Римский!
А за проповедуемый им приоритет труда над капиталом наши резвые реформаторы и вовсе обозвали бы святого отца коммунистом.
И право на частную собственность для Иоанна Павла было менее важно, чем социальные гарантии. Обеспечивая человеку реализацию его творческих возможностей, собственность тем самым должна служить всеобщему благу. А необузданные запросы являются еще одной формой тирании.
Для Папы Римского святы право на труд, на справедливое вознаграждение и соответствующие льготы, на «семейный заработок» (на доход, достаточный для содержания семьи с одним работающим родителем!), право на свободные профсоюзы и право на забастовку. Он позволял себе даже напоминать государству, как «косвенному работодателю» о его ответственности за характер отношений между трудящимися и капиталистами.
Иоанн Павел 2-й развил взгляды предшественников, заговорив о необходимости «скользящего графика» для работающих матерей и грантов одиноким матерям, самостоятельно воспитывающим детей.
Задолго до того, как мы услышали фамилии Гайдара и Чубайса, папа осудил постоянно растущую стоимость сырья и энергоресурсов, видя в происходящем лишь проявление непомерных аппетитов некультурных людей.
Давно развалился не только Варшавский договор, но и профсоюз «Солидарность» , и мало кому интересно по чьему именно заданию турок Агджа стрелял в папу.
За Леха Валенсу поляки вряд ли проголосуют на каких-либо выборах после того, как он поднял цены на мясо, а возмущенные варшавские домохозяйки забросали пана Леха обглоданными костями на выходе из президентского дворца.
И католическая Польша дружно одобрила случившееся.
Ведь папа объявил, что Дева Мария была первым апостолом Христа. А апостол главнее любого начальника, хотя бы и церковного!
Иоанн Павел настаивал, что Евангелие есть «последовательный протест против всего, что оскорбляет достоинство женщины». Все женщины остались с Христом на Голгофе, когда почти все мужчины – его ученики – бежали. А значит мужчины и женщины совершенно равны в способности «воспринять и передать божественную истину». И наставление святого Павла, что жены должны повиноваться своим мужьям, а мужья любить их папа Римский трактует, как «взаимное повиновение в страхе Божьем».
Великий старец уже много лет оставался (и по сей день остается!) моральным авторитетом для всего мира. Одно лишь опасение, что он «не одобрит» удерживало множество людей от недостойных поступков… Заботясь о нравственном состоянии общества, Иоанн Павел попытался объяснить десяткам миллионов людей в Европе и Северной Америке, недоумевавшим после исчезновения «социалистического лагеря»: из-за чего же полвека шла ожесточенная борьба?!
1 мая 1991 года Иоанн Павел 2-й выпустил энциклику «Сотый год», в процессе подготовки которой долго и внимательно выслушивал в Ватикане выдающихся экономистов мира, придерживающихся абсолютно разных взглядов… Он пытался найти объяснение причин событиям 1989 года, радикально изменившим не только Восточную Европу, но и весь мир.
«Можно ли сказать, что после провала коммунизма капитализм оказался победившей социальной системой и что капитализм должен стать целью стран, предпринимающих теперь усилия для перестройки своей экономики и своего общества?!»
Если под «капитализмом» понимается система, где свобода в экономическом секторе не ограничивается пределами, очерчиваемыми четкими юридическими рамками, ставящими ее на службу общей человеческой свободе и делающими ее лишь частью этой общей свободы, сущность которой составляют этика и религия, тогда ответ будет определенно отрицательным.»
В энциклике нашлись слова и по поводу неэффективности экономик стран Восточной Европы и о «нарушении прав рабочих со стороны системы, которая якобы управляла от их имени», и о духовном вакууме, созданном «реальным социализмом» по мнению папы.
Но рядом с этими словами – требование справедливого распределения богатств. Так как все богатства исходят от земли, а Бог дал землю всем населяющим ее и добро земли является всеобщим достоянием.
Если б мы жили в католической стране – после подобных слов мигом прекратились бы всякие дискуссии – должны олигархи платить в бюджет деньги за разграбление общей земли или могут погодить.
С папой допустимо спорить, но его невозможно игнорировать.
|
|