Минэкономики выработало предложения для правительства по замораживанию тарифов ЖКХ на 2014 год. В том числе шла речь и про снижение тарифов. Глава МЭР Алексей Улюкаев говорит, что если естественные монополии откажутся в 2014-2016 годах от повышения тарифов, это принесет казне 420 млрд рублей. январе 2014 года не будет индексации тарифа на железнодорожные перевозки, она произойдет в январе 2015 года. А индексация по газоснабжению и по электроэнергии переносится с июля 2014 года на лето 2015-го. Такие меры позволят снизить инфляцию в 2014 году на 0,4-0,5 процента и увеличить показатели роста ВВП до 3 процентов против прогнозируемых сейчас 2,8 процента.
- Насколько эти меры реальны и оправданны?
- Учитывая масштабы произвола монополий, в том числе и естественных, от индексирования их тарифов вполне можно отказаться.
Однако механический отказ от индексации при сохранении сегодняшних «правил игры» приведет не к оздоровлению системы, а лишь к переориентации коррупционных усилий: то, что сегодня воруется за счет завышения тарифов, завтра будет вороваться за счет интенсификации разрушения оборудования, - в первую очередь инфраструктуры.
Нельзя исключить и того, что средства, которые будут оставлять нашим семьям за счет замораживания регулируемых государством компонент тарифов, будут изыматься у нас за счет качественного ускорения тех компонентов тарифов, которые формально считаются «конкурентными» и под предлогом этого не регулируются государством.
Поэтому ограничение роста тарифов требует в качестве непременного условия жесткого ограничения коррупции и произвола монополий, - а в качестве необходимой предпосылки для этого нужно обеспечить полную финансово-экономическую прозрачность соответствующих монополий.
- Какими должны быть тарифы ЖКХ?
- Не менее чем на 30% ниже нынешнего уровня. Расчеты показывают: даже если покупать газ по сегодняшним ценам внутреннего рынка, продавать получаемую на современных генераторах электроэнергию на 10% ниже существующего в регионах уровня, а тепло отдавать местным властям в качестве бонуса, - рентабельность производства все равно будет высокой даже по российским меркам. Этот пример, думаю, вполне убедительно показывает масштабы злоупотреблений в этой сфере, - и, соответственно, масштабы резервов снижения существующих тарифов, не говоря уже о прекращении их роста.
- Из каких критериев исходить при их расчете?
- Критерий прост и универсален для всех естественных монополий: минимизация тарифов при обеспечении необходимой надежности. Это требует жесткого контроля со стороны общества и государства, а для начала – категорического отказа всех субъектов, хозяйствующих в инфраструктурных отраслях, от погони за прибылью как главной цели.
Соответственно, они из акционерных обществ (которые по уставу обязаны максимизировать свою прибыль вне зависимости от последствий этого для общества) должны быть превращены в аналог английских публичных (общественных) корпораций, создаваемых не ради получения прибыли, а именно для выполнений необходимых обществу функций. Понятно, что это может быть лишь первым шагом, - но его нужно сделать.
Важным критерием должно статьи восстановление управляемости, а для этого надо восстановить управленческое единство единых с технологической точки зрения комплексов, искусственно разорванных не только в электроэнергетике, но и в ЖКХ, и в большинстве естественных монополий.
- У нас в ЖКХ работает несколько миллионов человек, столько чиновников больше нигде нет. При этом качество нашего ЖКХ обратно пропорционально этому количеству работников. Что вообще надо с нашим ЖКХ делать? Возможно ли его реформировать? Если да, то как?
- Прежде всего, далеко не все работники ЖКХ являются чиновниками, - хотя благодаря либеральным реформам их стаи, действительно чудовищно расплодились.
Реформировать его, конечно, можно, - но перед этим надо преодолеть раздробленность отрасли. Ведь ЖКХ у каждого населенного пункта свое, и регулируется оно местными властями, которые в политическом плане гарантированно слабее местных коммунальных монополий. Даже Лужков в свое время не мог справиться с Мосводолканалом, например.
Поэтому федеральные власти должны вернуть себе право и обязанность выработки и реализации единых для всех стандартов, от которых они отказались по бюрократической лени и либеральной веры в то, что государство не должно заниматься ничем, нужным для народа, а не для бизнеса. И если какой-то мэр в споре федерального центра с коммунальщиками своего города вздумает выступить на стороне коммунальщиков против жителей города, - он должен вылетать с должности быстрее и дальше, чем сегодня в случае его выступления против «партии жуликов и воров».
Принципиально важным инструментом реформы ЖКХ является правило компенсации семьям коммунальных расходов, превышающих определенный уровень их доходов. Сейчас этот уровень превышает в некоторых регионах даже до 20%, а в некоторых компенсация не выплачивается, так как в местных и региональных бюджетах нет денег, а федеральный центр их на эти нужды не дает.
Ситуацию надо исправить, установив, что компенсации подлежат все расходы на жилые и коммунальные услуги, превышающие 10% доходов семьи, а в случае нехватки в местном и региональном бюджете соответствующие средства должен выплачивать федеральный бюджет. Это столкнет с коммунальными монополиями уже не бесправное население, не лишенные реальных средств местные бюджеты, не загнанные в кредитную кабалу регионы, а всесильный федеральный центр: столкнувшись с шантажом со стороны ЖКХ, он сможет навести порядок, - пусть даже и поневоле.
И, разумеется, надо отменить ползучее повышение тарифов на электроэнергию (а затем и на воду) при помощи установления заведомо заниженных социальных нормативов потребления. В некоторых регионах «в порядке эксперимента» они установлены на уровне 50 кВт.ч на человека, что примерно впятеро ниже нормального уровня! Это напоминает сознательную подготовку либеральным кланом социальной революции, которой кое-кто, похоже, планирует смахнуть Путина, - разумеется, не для возвращения государству на службу народу, а для возвращения страны обратно в ад 90-х годов, о которых до сих пор грезят либералы.
|
|