Официальные сообщения о катастрофическом паводке на Дальнем Востоке поражают: в большинстве из них полностью отсутствует указания на роль в этом наводнении Бурейской и Зейской ГЭС, а точнее – управления ими по принципу «как ни в чем не бывало».
Еще в прошлом году красноярские власти жаловались на невозможность «найти управу» на руководство Богучанской ГЭС, которое устанавливало уровень Ангары по своему произволу. Региональные власти не в силах повлиять на энергетиков, - а те не склонны обращать внимание на региональные нужды.
Похоже, это в полной мере проявилось и в этом году на Дальнем Востоке. Зейская ГЭС, как следует из многочисленных сообщений, сбрасывала вдвое больше воды, чем поступало в ее водохранилище, длительное время уже после начала наводнения, - тем самым серьезно усугубляя его разрушительные последствия. Некоторое время этим же занималась и Бурейская ГЭС, но ее руководство, хоть и с запозданием, удалось приструнить.
Главное же в том, что руководители этих ГЭС, насколько можно судить, накапливали воду в водохранилищах на ранних этапах паводка (чем больше воды - тем ниже себестоимость энергии, тем выше прибыль), не обращая внимания на его прогнозы, в результате чего в его разгаре им пришлось сбрасывать воду, усиливая наводнение.
Важно и то, что в результате разрушения российской экономики и Вооруженных Сил либеральными реформами, а также вызванного этим бегства населения уровень потребления энергии на Дальнем Востоке качественно упал, - и проблемы с ее сбытом стала испытывать даже Зейская ГЭС.
Строительство же еще и дорогостоящей Бурейской ГЭС производило впечатление заведомой авантюры, так как для ее энергии просто не было потребителей. Разговоры об экспорте в Китай были бредом, так как китайцы не хотят и не могут платить за электроэнергию по завышенным в силу алчности российских монополистов ценам. Продажи же им по более низким ценам, чем нашим потребителям, блокировались антимонопольными органами как субсидирование китайского экспорта и подавление отечественных предприятий.
Бурейская ГЭС была символом восстановления российской электроэнергетики, - но ее строительство, насколько можно судить, не имело экономического смысла. В то же время периодический вынужденный сброс воды из ее водохранилища усилил угрозу наводнения.
По мнению Михаила Делягина, «свобода энергетиков от региональных нужд, их фактическая неуправляемость, равно как и избыточные мощности ГЭС, - результат реформы «по Чубайсу, а не по уму». Все это качественно усилило риски наводнений. И это относится, увы, не только к одному лишь Дальнему Востоку».
|
|